Главная   Сведения об ОУ  О нас   Раздел безопасности   Социальная служба   Наши фотографии   Контакты   День Победы  

Воспитательная работа

Сегодня российскому обществу необходимо восстановление духовных, нравственных и интеллектуальных ценностей, создание основы для патриотического воспитания молодого поколения. Возрождение кадетского образования - решение данного социального заказа, так как кадетские школы - это не только система образования, но и система воспитания.

Основная цель ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» (далее ГОУ ТО «ПКШ») – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Для достижения цели и задач необходимы изменения в образовательной системе, интенсификация учебно-воспитательного процесса, широкое внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, информационно-коммуникационных технологий, интеграция общего и дополнительного образования, построение образовательного процесса.

Цель программы: развитие у кадет гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Задачи:

  • Создать единую функциональную систему образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих сплочение педагогического и ученического коллективов. Благоприятные условия для подготовки кадет к осознанному выбору профессии, поступлению в высшие учебные заведения, для развития кадетов в соответствии с их склонностями, способностями и интересами.
  • Обновить содержание образования и повысить его качество через использование кадетского воспитания.
  • Разработать систему использования кадетского воспитания в образовательном процессе.
  • Организовать работу педагогов по формированию кадетского воспитания.
  • Совершенствовать организационно-педагогические условия.
  • Развивать внешние связи ГОУ ТО «ПКШ»

Общие положения

Кадетское образование - уникальная образовательная система, воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями ГОУ ТО «ПКШ». Для кадетского образования характерно создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, духовного, эстетического развития личности кадета. Развития их способностей и творчества, формирования организаторских и лидерских качеств. Формирование у кадет адекватной современному уровню знаний и уровню степени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе. Создание основы для осознанного выбора и освоения профессии; воспитание гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию.

Кадетское образование – особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учрежде¬ния, с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблю¬дением ритуалов, полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых Уставом с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии кадет; сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадет.

Кадетское образование – составляющая в образовательной программе, которая отличает кадетские образовательные учреждения от общеобразовательных. Кадетский компонент включал военно-спортивную подготовку, изучение иностранных языков, этику и эстетику, этикет общения, духовное воспитание. И сегодня приоритетами кадетского образования являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями. ГОУ ТО "ПКШ" - это не специализированное военное образовательное учреждение, а школа для подготовки высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.

Кадетское воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность участников образовательного процесса по формированию у кадетов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, краю, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Кадетское воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Структура реализации кадетского воспитания

Образованное в 2002 году Государственное образовательное учреждение Тульской области «Первомайская кадетская школа-интернат», наследует и бережно хранит историю и традиции системы Русских военно-учебных заведений и Русской Армии в целом. Имеет восстановленную форму одежды и символику кадетских корпусов, как носителей вековых традиций и славного боевого прошлого Русской Армии, а также активно использует это наследие в своей педагогической работе. Педагогическая деятельность в Корпусе строится на основе ценностей духовной культуры кадетов, к которым относятся любовь к Отечеству, своему народу, преданность идеалам своей Родины, способность отдать свою жизнь за ее процветание.

Главной целью воспитания в ГОУ ТО «ПКШ» является формирование личности настоящего Гражданина государства, живущего в своей стране и относящегося к ней, как к Отчизне.

Воспитание согласуется с нравственными началами, историческими традициями русского народа и его славной Армии.

Фундаментом воспитательного процесса в ГОУ ТО «ПКШ» является идея подготовки юношей к будущей службе Отечеству. Посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности Родине, сознательному повиновению закону и чувств чести и добра.

Образованием и воспитанием кадетов занимаются высококвалифицированные специалисты, среди которых кандидаты филологических, педагогических, технических наук, доценты, отличники народного просвещения, почетные работники общего образования РФ. Все это не может не сказаться на уровне образования кадетов, престиже школы, на ее авторитете.

Воспитатели и офицеры-воспитатели ГОУ ТО «ПКШ» определяют кадетское воспитание как строго согласованное с общими началами российского государственного устройства систему формирования личности кадета. С целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь военном поприще, посредством сообщения каждому кадету тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой чувству долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, воспитуемых у кадет специально подготовленными педагогическими кадрами.

Немаловажным в воспитании являются такие качества выпускника, которые позволят ему быть не только потребителем воспитательного воздействия, но по окончании обучения в ГОУ ТО «ПКШ» самому явиться воспитателем окружения, в которое попадает выпускник.

Педагогический коллектив корпуса полагает, что кадетское образование это четко регламентируемая система представления кадету необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное и среднее общее образование.

Среди отличительных особенностей кадетского образования и воспитания педагоги, воспитатели и офицеры-воспитатели ГОУ ТО «ПКШ» выделяют следующие моменты:

  • воспитание и образование в коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности. В организации со строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований. Организации внутренней службы и внутреннего порядка, Уставом с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей должны быть основаны на традициях Русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных, старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей;
  • с раннего возраста кадетам должно быть привито чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышение чувства собственного достоинства. С раннего возраста кадеты привыкают к четкой организации своей деятельности. Склад их ума и характера должен становиться дисциплинированным и организованным;
  • единые программы базового образования, в сочетании с четкой организационной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного немедленно реагировать на все недостатки и упущения, представляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это в свою очередь, определит профессиональную ориентацию кадета в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути;
  • учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого кадета позволяет в ГОУ ТО «ПКШ» организовывать целенаправленную профессиональную ориентацию, а так же оказывать помощь кадету правильно выбрать свой жизненный путь.

Учебно-воспитательная работа ГОУ ТО «ПКШ» строится в соответствии с достижениями современной науки, требованиями педагогической и военной практики на основе последовательного соединения теоретического обучения с практической подготовкой кадет в аудиториях, полевых учебных центрах и т.п. Весь учебно-воспитательный процесс в ГОУ ТО «ПКШ» проникнут принципами русских воинских традиций, что должно проявляться не только на соответствующих занятиях, но и во всей жизни ГОУ ТО «ПКШ».

Учебно-воспитательный процесс реализуется через:

  • - предметы учебного плана (основы военных знаний, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура);
  • - содержание образовательных областей «Филология» (русский язык, английский язык, литература), «Обществознание» (история, обществознание, география), «Искусство» (музыка, изобразительное искусство);
  • - задания по математике, физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, иностранному языку, трудовому обучению;
  • - научно-исследовательскую деятельность кадет;
  • - внеклассную воспитательную работу.

Образование в ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» предполагает синтез двух направлений: обеспечение высококачественного общего образования и военно-патриотическое воспитание на основе освоения культурной традиции служения Отечеству на военном и гражданском поприще. В ГОУ ТО «ПКШ» реализуются программы основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, изучение предметов основы военных знаний, работают объединения по интересам, проводятся дополнительные занятия по строевой подготовке.

Подготовка кадет осуществляется по двум ступеням общего образования:

На втором уровне ГОУ ТО «ПКШ» обеспечивает усвоение кадетами общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности кадет, их способности к социальному самоопределению. В учебном плане на этом уровне в полном объеме представлены основные предметные области, предусмотрено увеличение учебных часов по сравнению с региональным базисным учебным планом на изучение математики, информатики и ИКТ с целью подготовки выпускников к поступлению в высшие военные учебные заведения.

На третьем уровне ГОУ ТО «ПКШ» обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки, освоение кадетами образовательных программ среднего общего образования и программ дополнительного образования, реализацию их интересов, способностей и воз¬можностей.На третьем уровне предусмотрено увеличение учебных часов на предметы, выбранные кадетами для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.

Военная подготовка осуществляется по индивидуальным планам в ходе занятий объединения по интересам.

В конце учебного года для кадет 7, 8, 10 классов проводятся военно-полевые сборы.

Основы военных знаний, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура – предметы кадетского воспитания.

С 5 по 9 классы изучается предмет «Основы военных знаний», включающий в себя следующие разделы: военно-специальная подготовка, военно-медицинская подготовка, военно-прикладная физическая культура, военная топография, огневая подготовка, строевая подготовка, общевоинские уставы, радиационная, химическая, биологическая защита, история Российской Армии и Вооруженные силы РФ.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 11 классы как самостоятельный учебный предмет.

Физическая культура помимо уроков включает все режимные моменты: зарядку, прогулку с активными играми, массовые спортивные мероприя¬тия, занятия в спортивных секциях.

Основные задачи воспитательной работы – развитие патриотизма, основанного на любви к своему краю, учебному заведению; развитие товарищеских отношений, основанных на взаимном понимании, уважении, подчинении младших старшим; выявление и дальнейшее развитие творческих способностей кадет; создание условий для творческой самореализации кадет; приобщение к духовным ценностям; формирование здорового образа жизни.

Важным в реализации кадетского воспитания является создание системы воспитательной работы, главная цель которой – создание общего воспитательного пространства и воспитывающей жизнедеятельности кадет с использованием потенциала ГОУ ТО «ПКШ». План воспитательной работы разрабатывается в соответствии с планами учебного процесса, методического объединениями учителей, воспитателей, классных руководителей, дополнительного образования, социально-психологического процесса, военно-патриотического воспитания.

В ГОУ ТО «ПКШ» традиционно проходят следующие мероприятия: торжественная линейка посвященная Дню Знаний, церемония принятия клятвы кадет, мероприятия, посвященные праздничным датам календаря, ситуационные классные часы, смотр строевой подготовки, вокальные конкурсы и другие.

В течение учебного года оформляются выставки рисунков «Учитель-профессия дальнего действия, главная на Земле», «Образы героев» посвященная Дню защитника Отечества, «День Победы», «День космонавтики и другие; совершаются экскурсии по историческим местам Тульской земли, в Москву, в Калугу; проводятся спортивные соревнования по баскетболу, волейболу, подтягиванию, настольному теннису, футболу, военно-прикладному спорту.

Одна из форм работы – уроки мужества, посвященные датам боевой славы Российской Федерации. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны их рассказы о боевых буднях и праздниках – яркие примеры героизма, самопожертвования, стойкости и мужества. Традиционное общешкольное мероприятие «Встреча поколений» с участием совета ветеранов, участников боевых действий в демократической республике Афганистан.

Военно-патриотическое и гражданское воспитание

Основой военно-патриотического и гражданского воспитания является создание условий для самореализации и самоопределения каждой личности, соблюдение определенных научно обоснованных принципов и подходов к воспитанию.В своей работе мы придерживаемся важнейших, на наш взгляд, психолого-педагогических принципов:

  • личностно-ориентированный подход, который означает признание каждого ребенка наивысшей ценностью, признание его прав, уважение к нему как к личности; умение увидеть в ребенке то положительное и ценное, с помощью которого можно искоренить имеющиеся в ребенке недостатки;
  • культурологический подход, обеспечивающий приобщение воспитанников Корпуса к культуре, формирование эстетического вкуса;
  • средовый подход, позволяющий включить в деятельность детей заботы социума, ближайшего окружения, где особое место отводится сотрудничеству с семьей, центрами развития и досуга, общественными организациями и т.д.;
  • деятельностный подход, который состоит в понимании того, что ребенок, находясь в кадетском корпусе «полного дня» с утра до вечера, не готовится к будущей жизни, а уже живет реальной, сегодняшней жизнью, и ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая и т.д.;
  • дифференцированный подход в воспитании предполагает отбор содержания, форм и методов с учетом специфических позиций участников в воспитательном процессе, этнических, религиозных, исторических, культурологических условий;
  • гендерный подход, позволяющий учитывать особенности социального поведения и личностного развития именно мальчиков, в процессе воспитания и становления настоящих мужчин;
  • целостный подход, так как воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами;
  • комплексный подход, позволяющий воспитывать какие-либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди. Деятельность в Корпусе организована так, что в ней человек раскрывается с разных сторон.

Эти принципы помогают реализовать Программу по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию кадет.

Социально психологическое сопровождение

Социально психологическое сопровождение направлено на обеспечение условий сохранения физического и психического здоровья участников образовательного процесса и осуществление содействия полноценному личностному развитию и социальной адаптации кадет, в ходе которых решаются следующие задачи:

  • 1. реализация в работе с детьми возможностей и резервов развития каждого возрастного этапа. Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяют всю последующую жизнь. Подростковый возраст очень важен, поскольку новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение – умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность.
    Главная задача взрослых – способствовать становлению зрелой самостоятельности. В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка, это поможет во многом избежать конфликтов между взрослыми и подростками, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности.
    Предлагаемая программа «Я подросток» предназначена в помощь учителям, воспитателям, психологам, родителям, всем тем, кто заинтересован в нормальном становлении и развитии подростка;
  • 2. Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного и асоциального поведения, среди кадет. Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь кадет государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Первомайская кадетская школа» (далее ГОУ ТО «ПКШ») от подобного будущего. Подростковый кризис не всегда протекает без осложнений, и даже при нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Поэтому задача педагогов и воспитателей помочь подростку, научить его правильно оценивать ситуацию и реагировать на нее. Многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.
  • 3. Работа, направленная на профилактику безнадзорности и правонарушений среди кадет. В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивных веществ, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
    Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.
  • 4. Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным особенностям кадетам. Интеллектуальные возможности личности - один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал: "Невежда опасен для общества... Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может и чего-то не знать, но он обязательно должен быть умным человеком" (Сухомлинский, 1983, с. 3).
    Действительно, мир, в котором живет человек, становится все более сложным и противоречивым. Чтобы выработать разумную стратегию собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Наконец, общество в целом заинтересовано в увеличении числа умных людей, потому что именно от них зависит улучшение качества жизни большинства граждан.
  • 5. Просвещение участников педагогического процесса, пропаганда здорового образа жизни с целью формирования общей психологической культуры населения. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья кадет, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • 6. Оказание практической помощи кадетам по профориентации. Для старшеклассников, не существует более значимой в социальном плане проблемы, чем выбор собственного профессионального пути, ведь с определенной профессией связана основная часть жизни человека. Однако, как показывает практика, к окончанию ГОУ ТО «ПКШ» многие выпускники особенно 9 классов, плохо ориентируются в мире профессий, востребованных современным рынком труда, не знают особенности большинства из них, испытывают затруднения в выборе профессии, - и в результате, этот выбор становится случайным.
  • 7. Работа, направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно – транспортного травматизма является попадание детей в ДТП. Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части вне установленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Проблему травматизма детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников Госавтоинспекции и активном участии родителей.
  • 8. Работа, направленная на профилактику межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Способность своевременно обнаружить те или иные проблемные, конфликтные точки, найти не репрессивные, но объединяющие сообщество восстановительные решения является индикатором готовности граждан страны и органов власти к ответам на возникающие социально-экономические, демографические, миграционные и культурно-цивилизационные вызовы.
    Для сохранения безопасности проживания кадет, имеющих различающиеся взгляды подчас даже на нормы поведения, разные традиции, привычки и обряды, жизненно важными становятся способы разрешения многочисленных и разнообразных конфликтов, неизбежно возникающих в местах совместного обучения в государственном общеобразовательном учреждении Тульской области «Первомайская кадетская школа» (далее ГОУ ТО «ПКШ»). Подростки, обучающиеся в ГОУ ТО «ПКШ» зачастую оказываются не готовыми к конструктивному взаимодействию. Таким образом, именно ГОУ ТО «ПКШ» и становится наиболее значимой точкой возможного приложения гражданских усилий для восстановления, поддержания и укрепления «миропорядка», а также для освоения и усвоения новых практик и передовых социальных технологий, способных позитивно влиять на кадет.
  • 9. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата в ГОУ ТО «ПКШ», оказание помощи родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей.

Дополнительное образование

Дополнительное образование в ГОУ ТО «ПКШ» – специфический целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности в интересах кадет.

Дополнительное образование создает условия для формирования всесторонне развитой личности кадет, расширяет и дополняет возможности кадетского образования. Обучение и воспитание кадет в условиях кадетской школы имеют свои особенности. В этой связи актуальным является развитие системы мероприятий по обеспечению их занятости во внеурочное время.

В ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» ведется дополнительное образование по пяти (лицензированным) направлениям:

  • военно-патриотическому;
  • научно-техническому;
  • физкультурно-спортивному;
  • художественно-эстетическому;
  • культурологическому;

Сектор дополнительного образования имеет ряд специфических черт: свободный выбор кадетом видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности кадета; возможность свободного самоопределения и самореализации кадета; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа процесса дополнительного образования.

Целью художественно-эстетического направления является формирование творческих способностей личности кадета, развивает слух, укрепляет память. Это направление представляет следующие дисциплины: «Хоровое пение» (для кадет 5-7 классов), «Театральная студия» (для кадет 5-11 классов), «Изобразительное искусство» (для кадет 5-7 классов).

Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности кадета. С учетом интересов кадетов, их мотивации, успешной деятельности в ГОУ ТО «ПКШ» создана изостудия.

Во все времена искусство хорового пения поражало слушателей своей силой, красотой, способностью вызвать бурю эмоций, чувств. С целью воспитания музыкальной певческой культуры, приобщения к мировой музыкальной культуре, хоровому пению создан хоровой коллектив.

Основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной военизированной деятельности в ГОУ ТО «ПКШ» является процесс непрерывного воинского воспитания. Военно-патриотическое направление представляют следующие объединения: «Школа младших командиров», «Юный спасатель», «Основы военных знаний», созданные с целью формирования у кадет устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, умелом использовании силовых методов и приемов.

Для ранней профессиональной ориентации и подготовки кадет к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном поприще военная дисциплина «ВД» включает в себя два раздела: строевая подготовка и военно-прикладная физическая подготовка.

В ГОУ ТО «ПКШ» действует школьный спортивный клуб «Надежда». Учитывая особенности обучения и воспитания, целями клуба является развитие системы мероприятий по сохранению и упрочению физического и нравственного здоровья кадет, обеспечение их занятости во внеурочное время, развитие наиболее популярных в регионе видов спорта.

Деятельность клуба направлена на привлечение кадет к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирование у них здорового образа жизни, устойчивой мотивации и интереса к укреплению здоровья. Клуб функционирует в рамках внутришкольной системы дополнительного образования и включает следующие секции:

  • Волейбол (спортивный зал)
  • Баскетбол (спортивный зал)
  • Лечебная физическая культура (зал ЛФК)
  • Рукопашный бой (спортивный зал «ПКШ»)
  • Футбол (спортивные площадки)

Большое внимание уделяется физическому воспитанию кадетов. Кадеты, занимающиеся в секциях по многим видам спорта, являются победителями городских, районных, областных спортивных соревнований.

Кадеты дополнительно осваивают воздушно-десантную подготовку, с обязательными прыжками с парашютом (некоторые кадеты имеют в своем арсенале до 30 прыжков). На базе дивизии ВДВ, бригады ВВ проходят боевые стрельбы, кадеты знакомятся с жизнью и бытом военнослужащих.

Еще одним направлением работы дополнительного образования является создание Научного общества кадет. Научное общество кадет является добровольным объединением, которое создается в рамках дополнительного образования, для развития творческих способностей учащихся кадетской школы, ориентации их на продолжение образования, осуществления допрофессиональной подготовки кадет, создания условий для осознанного выбора профиля дальнейшего образования.

В рамках Научного общества, в кадетской школе существует секция «Юный оружейник». Занятия в секции проходят с приглашением преподавателей, аспирантов и студентов кафедры «Стрелково-пушечное вооружение».

Занятия проходят как на базе Первомайской кадетской школы, так и в Выставочном центре Института высокоточных систем им. В.П. Грязева Тульского государственного университета. Кадеты принимают участие во многих значимых мероприятиях кафедры и университета. Интересным является опыт участия кадет старших классов в проводимых научно-технических онлайн-конференций.

В ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» начала работать секция нового направления «Юный парашютист», задача, которой подготовка парашютистов первоначального обучения. Разработана учебная программа по воздушно-десантной подготовке и приобретены учебные парашюты Д-6 и З-5, а также спортивный парашют типа «крыло». Кадеты из 9-11 классов проходят теоретическую и практическую подготовку. Большое внимание уделяется обучению приземления и действиям парашютистов в экстремальных ситуациях, сдав зачеты, кадеты допускаются к прыжкам, которые выполняются на аэродроме Волосово, Чеховского района, Московской области. Всем кадетам присваивается звание спортсмена-парашютиста 3 разряда и выдается соответствующее удостоверение и значок.

Воспитание социализации и духовно-нравственного развития

Социально - экономические и политические изменения в обществе привели государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Первомайская кадетская школа» (далее ГОУ ТО «ПКШ») к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон системы воспитательной работы, её приоритетных направлений.

Реализация Программы воспитания, социализации и духовно-нравственного развития кадет будет способствовать выполнению социального заказа общества: воспитание гражданина страны как одно из главных условий национального возрождения.

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию кадетом своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования учитывает цель Программы развития ГОУ ТО «ПКШ» - совершенствование школьной развивающей образовательной среды в условиях модернизации образования содействующей становлению каждого учащегося как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к постоянному совершенствованию себя; самоактуализации, саморазвитию, самореализации и самообразованию всех участников образовательного процесса.

Правовое воспитание, предупреждение преступлений и административных правонарушений

Сейчас предупредительная деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности; как взаимодействие мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней предупреждения преступлений.

Вот почему в ряду важнейших задач, стоящих перед нашим государством, стремящемся к всемерному стимулированию наиболее прогрессивных тенденций в своем развитии, стоит проблема предупреждения преступности.

В широком плане уголовная и административная ответственность – одна из форм профилактики, поскольку, наказывая преступника и правонарушителя, общество стремится предупредить совершение им новых преступлений и административных правонарушений и на его примере удержать от подобных деяний других нравственно неустойчивых лиц. Однако ведущую роль в борьбе с преступностью и административными правонарушениями играет устранение или нейтрализация причин и условий преступлений и административных правонарушений, которые могут привести к совершению общественно опасного или общественно вредного деяния.

Противодействие экстремизма и профилактика терроризма

Экстремистские организации и их члены используют любые социальные, этнические и религиозные осложнения, разногласия между политическими партиями и объединениями, иные факторы нестабильности в целях достижения своих идеологических и политических интересов.

Усиление борьбы с экстремизмом ведется с очевидными уголовно наказуемыми действиями - терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий, созданием незаконных вооруженных формирований, осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды.

Антикоррупционное воспитание

Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у кадет антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Исторический опыт показывает сложность оперативного решения такой задачи из-за консервативности педагогической деятельности. Речь идет об изменении педагогического сознания, когда необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода.

Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного воспитания.

Экологическое воспитание

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

В соответствии с Концепцией развития ГОУ ТО «ПКШ» центральное место в воспитательной системе занимает формирование у кадет экологической культуры.

В ГОУ ТО «ПКШ» накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию кадет, совместной деятельности педагогов ГОУ ТО «ПКШ» и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе ГОУ ТО «ПКШ». Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Организационно-педагогические условия

Кадетский воспитание – это основной принцип обучения и воспитания подрастающего поколения. В ГОУ «Первомайская кадетская школа» созданы все условия для реализации кадетского образования: учитываются в педагогической деятельности особенности взросления мальчика-подростка-юноши, созданы необходимая материально-техническая база, благоприятные условия для проживания, воспитания, развития и обучения кадет, повышается профессионализм педагогических кадров, в образовательном процессе используются современные педагогические технологии, разработана и внедряется программа информатизации.

Внешние связи ГОУ ТО «ПКШ»

Любое современное образовательное учреждение не может функционировать в закрытой системе. Образовательная среда ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» характеризуется открытостью и доступностью по нескольким уровням: школьным, городским, областным, российским.

ГОУ ТО «ПКШ» относится к категории закрытых учреждений, но, несмотря на это, кадеты и родители неразрывно связаны совместным участием в мероприятиях школы, обсуждением общешкольных проблем, изучением социального заказа, уровня удовлетворенности образовательным процессом, результатами кадетского образования.

Для повышения качества кадетского образования ГОУ ТО «ПКШ» тесно сотрудничает с Щекинским комитетом по делам молодёжи.

Формирование патриотических качеств невозможно без участия старшего поколения. Совет ветеранов ВОВ и воинов-интернационалистов г.Щёкино и г.Тулы представляет мощную силу в развитии и формировании гражданских качеств кадет.

В кадетской школе предоставляется возможность для получения дополнительного образования через сформированную систему сотрудничества с Центральным домом культуры г.Щекино, Детской юношеской спортивной школой, а также с центральным домом спорта «Юбилейный» п.Первомайский.

Предприятия и организации города – неотъемлемые партнеры и участники дел в ГОУ ТО «ПКШ» такие как: ОАО «Щёкиноазот», в/ч МЧС, управлением ГО и ЧС и ПД, музей «Куликово поле», Щекинское отделение ГИБДД, театр «Арт-Союз», УВД по Тульской области, КДНиЗП по Щекинскому району.

С момента открытия внешние связи развиваются, претерпевают изменения, становятся более прочными, положительно влияют на развитие системы кадетского образования.

Ожидаемые результаты

Создание единой функциональной системы образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих благоприятные условия для подготовки кадет к осознанному выбору профессии, поступлению в высшие учебные заведения, для развития кадет в соответствии с их склонностями, способностями и интересами.

Конечный результат работы ГОУ ТО «ПКШ» - это выпускник-патриот с активной гражданской позицией, культурно-просвещенный, нравственно-зрелый, способный к созиданию и службе Отечеству на гражданском и военном поприще.

Сплочение коллектива вокруг основной идеи кадетского образования – возрождения рос¬сийской системы обучения и воспитания высоконравственных и интеллектуально развитых граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству.

Качественная общеобразовательная подготовка, активная занятость кадетов физической культурой, художественным творчеством, порядок и дисциплина, хорошие условия быта кадетов создали ГОУ ТО «ПКШ» заслуженный авторитет в Тульской области.

Быть кадетом - значит уважать мнение других, уметь отстаивать свое мнение, уметь признать ошибку, если не прав.

Сетевой Город. Образование Служба школьной медиации
Памятки для родителей и кадетов
- 2014 - Copyright (c) Авторы сайта: Сотрудники ГОУ ТО "Первомайская кадетская школа"